Вся правда о guajira!
Punto cubana (Punto guajiro), Guajira y Guajira Flamenca: сравнительный анализ трех музыкальных стилей.Появились типичные жители Кубы – мулаты, и новые стили музыки: Гуахира, Пунто Кубано, Сапатео, ставшими впоследствии самыми популярными латино-американскими песнями. Испанцы, возвращаясь на Родину в Испанию, привозили с собой эту новую музыку, играли ее уже по-своему, привнося в нее дух фламенко и родной Испании. Так под влиянием фламенко появился новый музыкальный и танцевальный стиль – Гуахира фламенко!
Punto и Zapateo были первыми местными музыкальными жанрами, появившимися на Кубе. Несмотря на то, что первая партитура Креольского Сапатео (Zapateo Criollo) было опубликовано только в 1855 г. в альбоме «Album Regio of Vicente Días de Comas”, ссылки на существование этой музыки можно найти намного раньше. Характерные черты этих жанров сохранились почти неизменными в течение более 200 лет и считаются самыми типичными жанрами латино-американской музыки и самыми популярными кубинскими жанрами.
Кубинские музыковеды Мария-Тереза Линарес, Архелиерс Лейн и Роландо Антонио Перес утверждают, что основой для Punto и Zapateo были танцевальные испанские песни Чакон и Сарабанда, которые прибыли сначала в большие города Гавану и Сантьяго-де-Куба, а затем проникли в сельские районы, где были приняты и изменены деревенскими жителями.
Жанры деревенской музыки: Гуахира (La Guajira), Креола (La Creolla), El Punto Cubano и Zapateo.
Guajira
История:
Этот музыкальный песенный жанр, появившийся из деревенской музыки и сохранивший сходство с La Criolla и El Punto cubano, имеет свои особенности. В них поется как о крестьянской жизни, так и об идиллии (о красоте природе или женщин, приятных вещах).
Гуахира появилась в восточной части Кубы, и ее отцом, впервые записавшим ноты, считается композитор Жорж Анкерман (Jorge Ankerman ) (Гавана, 1877-1941), благодаря своему произведению «El arroyo que murmura» (Шепот ручья), впервые исполненное в 1899 году.
На Кубе крестьяне получили имя guajiros, поэтому эта музыка называется guajira (гуахира) , или, guajiros, если говорить о музыке, родившейся в сельской местности, в целом.
Популярность гуахиры в Испании пришла в конце XVIII в., особенно на Канарах с использованием гитары и трипле.
Характеристика:
1. В куплетах гуахиры используется модель стиха, сложенного в 10 строчек и, как говорил Санчес де Фуэнтес, «чередуются ритмы 3 /4 и 6/8.
2. Первая часть написана в миноре, вторая в мажоре.
3. Заканчивается всегда нотой тональности, в которой гуахира состоит.
4. Существует жанр, который смешался с с жанром ElSon, и известен как Guajira-Son.
Часто путают жанры Punto guajiro и Guajira, которые на самом деле являются совершенно разными музыкальными жанрами.
Так же следует учесть, что в ту эпоху существовала Guajira de salón, написанная композитором Guillermo Portabales, который будучи главным представителем этого жанра «усластил», адаптировал Guajíra.
Самые известные гуахиры:
Lamento guajiro
El fiel enamorado
La guantanamera
Tristeza guajira
Cosas del compay Antуn
Compay gallo
Al vaivйn de mi carreta
Guateque campesino
El arroyo que murmura (композитор Жорж Анкерман) – первая гуахира.
Amorosa Guajira (композитор JulioBrito), получила международную известность и стала визитной карточкой Кубы.
Варианты гуахиры:
· Guajira-son
· Guajira de salón
EL ARROYO QUE MURMURA de González Allue
EL ARROYO QUE MURMURA
Y QUE LA LUNA RETRATA,
CUANDO SUS RAYOS DE PLATA
ATRAVIESAN LA ESPESURA.
EL SINSONTE DE VOZ PURA
QUE ALEGRA EL MONTE Y EL LLANO
LA PALMA DEL VERDE GUANO
QUE AL SON DEL VIENTO SE MECE,
Y QUE MURMURAR PARECE:
ESE ES EL PUNTO CUBANO.
ESCARBA LA CODORNIZ
AL PIE DE LOS ALTOS GUINES,
Y CANTAN LOS TOMEGUINES
EN LAS GABIAS DEL MAÍZ.
SE AGAZAPA LA PERDIZ
BAJO EL FONDOSO MACIO
EL VIGILANTE JUDíO
POR TODO EL POTRERO VUELA,
Y CANTA LA GALLINUELA
EN LAS MÁRGENES DEL RIO.
Инструменты:
Гитара, трипле (12-струнная гитара), бонги, гуиро, труба, конги, сенсеро, контрабас.
PUNTO CUBANO ИЛИ PUNTO GUAJíRO
Это песенный жанр кубинской музыки. Возник в западной и центральной частях Кубы в VII веке и утвердилось в VIII веке как музыкальный жанр. Имея андалусские и канарские корни, эта музыка определяется как кубинская, впитавшая в себя и элементы африканской музыки. Punto играется струнным оркестром: гитара, трипле, лютня и трес. Название жанра “punto” («точка» в переводе с испанского) появилось благодаря определенному приему звукоизвлечения с использованием медиатора, которым касаются и «запускают» мелодию.
Перкуссия состоит из трех инструментов: ключ, гуиро и гайо или металлический скребок.
Певцы поют как сольно, так и дуэтом, имитирую спор, и вступают через промежутки времени друг за другом, поют по 10 строчек. Певцы оставляют промежуток времени для того, чтобы музыканты показали свою виртуозность на лютне, а также чтобы отдохнуть и составить следующий куплет.
Первые сочинения записывались и регистрировались, чтобы не забыть имена певцов и композиторов. К 1935 Punto достигло такой популярности, что его стали транслировать по радио. Из-за отсутствия звукозаписи, все же много сочинений было утеряно. Тем не менее стенографистка Аида Боде, чтобы сохранить это искусство, записала много стихов, переданных на радио. В 1997 г. их издали в виде книги.
Гуахира фламенко (Guajíra flamenca)
Гуахира – это жанр кубинской музыки, который произошел в следствии смешения испанской и американской культур под названием “El Punto Cubano”, хотя его структура, ритмика, мелодия и гармония и заметно адаптированы к эстетике фламенко, все равно считается тесно связанной с кубинской народной музыкой.
Новый музыкальный жанр в духе и мелодии настоящего фламенко выделился окончательно в конце XIX века в своей типичной тональности и получил название Гуахира Фламенко (Guajíra flamenca).
Эволюция стиля в Испании:
Гениальный кантаор (певец фламенко) Пепе Марчена (Pepe Marchena) начинает петь гуахиры по-своему, не для танца, а как произведения с множеством мелизмов и эскалерас (escaleras) в разных тональностях, что потом породило и порождает большое разнообразие различных вариантов песни.
С другой стороны, Пиайо де Малага соединил два стиля гуахиру и тангос, в результате появился тангос де Пиайо, очень похожий на стиль guajira-son. В Кадисе интерпретировал гуахиру в стиле булерии.
Сравнительная таблица
PUNTO CUBANO ИЛИ PUNTO GUAJIRO |
GUAJIRA |
GUAJIRA FLAMENCA |
Прибыла с Канарских островов с элементами музыки Андалусии. Является кубинской музыкой.
|
Появилась благодаря композитору Жоржу Анкерману (Гавана, 1877 – 1941) . Произведение «Шепот ручья». |
Жанр, пришедший с Кубы как Punto Cubano, попавший под влияние фламенко и ставший в конце XiX века один из стилей фламенко и новым музыкальным жанром. |
Куплеты на темы из деревенской жизни. Состоят из 10 импровизированных строчек. Песни без названий. Ритм 6/8. Аккомпанемент: тоника и доминанте (мажор) |
Стихи посвящены темам красоты и идиллии деревенской жизни. Куплеты почти всегда состоят из 10 строчек. Размер 3 /4 и 6/8. Первая часть – минор, вторая часть – мажор. Разрешается в доминанту. |
Ритмическая структура, мелодия и гармония тесно связана с Punto Guajiro. Социальные темы стихов. Размер 3 /4 и 6/8. |
Гитара, трес, лютня, ключ, гуиро, гуайо, трипле и т.д. |
Любой набор кубинских инструментов |
Гитара, пальмас, кахон |
|
Скорость медленнее, чем Punto Cubano |
Разная скорость отдельных частей песни в соответствии с канонами фламенко. |
Sandor Torres Monteagudo (c)
Перевод: А. Шульгина (с)