Наверх
+7 (926) 87-87-87-6
Записаться на занятия
Алёна Шульгина
Занятия в зале
Занятия в зале 2
Занятия в зале 3
Алёна Шульгина

Вся правда о guajira! Сравнительный анализ трех стилей кубинской музыки.

Punto cubana (Punto guajiro), Guajira y Guajira Flamenca: сравнительный анализ трех музыкальных стилей.
Доклад кубинского композитора и музыковеда Sandor Torres Monteagudo в Школе фламенко Алены Шульгиной.  Перевод А. Шульгина. (с)

 История 

В конце XV века Испания установила на Кубе свое правление. На Кубу стали приезжать испанцы, привозя с собой свою культуру, в том числе и музыку. Для тяжелых работ на плантациях из Африки стали привозить рабов. Таким образом, на острове произошло смешение народов и культур африканской и испанской.
Появились типичные жители Кубы – мулаты, и новые стили музыки: Гуахира, Пунто Кубано, Сапатео, ставшими впоследствии самыми популярными латино-американскими песнями. Испанцы, возвращаясь на Родину в Испанию, привозили с собой эту новую музыку, играли ее уже по-своему, привнося в нее дух фламенко и родной Испании. Так под влиянием фламенко появился новый музыкальный и танцевальный стиль – Гуахира фламенко!

Деревенская музыка (Musica campecina)

Punto и Zapateo были первыми местными музыкальными жанрами, появившимися на Кубе. Несмотря на то, что первая партитура Креольского Сапатео (Zapateo Criollo) было опубликовано только в 1855 г. в альбоме «Album Regio of Vicente Días de Comas”, ссылки на существование этой музыки можно найти намного раньше. Характерные черты этих жанров сохранились почти неизменными в течение более 200 лет и считаются самыми типичными жанрами латино-американской музыки и самыми популярными кубинскими жанрами.

Кубинские музыковеды Мария-Тереза Линарес, Архелиерс Лейн и Роландо Антонио Перес утверждают, что основой для Punto и Zapateo были танцевальные испанские песни Чакон и Сарабанда, которые прибыли сначала в большие города Гавану и Сантьяго-де-Куба, а затем проникли в сельские районы, где были приняты и изменены деревенскими жителями.

Жанры деревенской музыки: Гуахира (La Guajira), Креола (La Creolla), El Punto Cubano и Zapateo.

Guajira

История:

Этот музыкальный песенный жанр, появившийся из деревенской музыки и сохранивший сходство с La Criolla и El Punto cubano, имеет свои особенности. В них поется как о крестьянской жизни, так и об идиллии (о красоте природе или женщин, приятных вещах).

Гуахира появилась в восточной части Кубы, и ее отцом, впервые записавшим ноты, считается композитор Жорж Анкерман (Jorge Ankerman ) (Гавана, 1877-1941), благодаря своему произведению «El arroyo que murmura» (Шепот ручья), впервые исполненное в 1899 году. 

ancerman.jpg

На Кубе крестьяне получили имя guajiros, поэтому эта музыка называется guajira (гуахира) , или, guajiros, если говорить о музыке, родившейся в сельской местности, в целом.

Популярность гуахиры в Испании пришла в конце XVIII в., особенно на Канарах с использованием гитары и трипле.

Характеристика:

1. В куплетах гуахиры используется модель стиха, сложенного в 10 строчек и, как говорил Санчес де Фуэнтес, «чередуются ритмы 3 /4 и 6/8.

2. Первая часть написана в миноре, вторая в мажоре.

3. Заканчивается всегда нотой тональности, в которой гуахира состоит.

4. Существует жанр, который смешался с с жанром ElSon, и известен как Guajira-Son.

Часто путают жанры Punto guajiro и Guajira, которые на самом деле являются совершенно разными музыкальными жанрами.

Так же следует учесть, что в ту эпоху существовала Guajira de salón, написанная композитором Guillermo Portabales, который будучи главным представителем этого жанра «усластил», адаптировал Guajíra.

Самые известные гуахиры:

Lamento guajiro
El fiel enamorado
La guantanamera
Tristeza guajira
Cosas del compay Antуn
Compay gallo
Al vaivйn de mi carreta
Guateque campesino
El arroyo que murmura (композитор Жорж Анкерман) – первая гуахира.
Amorosa Guajira (композитор JulioBrito), получила международную известность и стала визитной карточкой Кубы.

Варианты гуахиры:

· Guajira-son
· Guajira de salón

EL ARROYO QUE MURMURA de González Allue

EL ARROYO QUE MURMURA
Y QUE LA LUNA RETRATA,
CUANDO SUS RAYOS DE PLATA
ATRAVIESAN LA ESPESURA.
EL SINSONTE DE VOZ PURA
QUE ALEGRA EL MONTE Y EL LLANO
LA PALMA DEL VERDE GUANO
QUE AL SON DEL VIENTO SE MECE,
Y QUE MURMURAR PARECE:
ESE ES EL PUNTO CUBANO.
ESCARBA LA CODORNIZ
AL PIE DE LOS ALTOS GUINES,
Y CANTAN LOS TOMEGUINES
EN LAS GABIAS DEL MAÍZ.
SE AGAZAPA LA PERDIZ
BAJO EL FONDOSO MACIO
EL VIGILANTE JUDíO
POR TODO EL POTRERO VUELA,
Y CANTA LA GALLINUELA
EN LAS MÁRGENES DEL RIO. 

Инструменты:

Гитара, трипле (12-струнная гитара), бонги, гуиро, труба, конги, сенсеро, контрабас.


PUNTO CUBANO ИЛИ PUNTO GUAJíRO

Это песенный жанр кубинской музыки. Возник в западной и центральной частях Кубы в VII веке и утвердилось в VIII веке как музыкальный жанр. Имея андалусские и канарские корни, эта музыка определяется как кубинская, впитавшая в себя и элементы африканской музыки. Punto играется струнным оркестром: гитара, трипле, лютня и трес. Название жанра “punto” («точка» в переводе с испанского) появилось благодаря определенному приему звукоизвлечения с использованием медиатора, которым касаются и «запускают» мелодию.

Перкуссия состоит из трех инструментов: ключ, гуиро и гайо или металлический скребок.

Певцы поют как сольно, так и дуэтом, имитирую спор, и вступают через промежутки времени друг за другом, поют по 10 строчек. Певцы оставляют промежуток времени для того, чтобы музыканты показали свою виртуозность на лютне, а также чтобы отдохнуть и составить следующий куплет.

Первые сочинения записывались и регистрировались, чтобы не забыть имена певцов и композиторов. К 1935 Punto достигло такой популярности, что его стали транслировать по радио. Из-за отсутствия звукозаписи, все же много сочинений было утеряно. Тем не менее стенографистка Аида Боде, чтобы сохранить это искусство, записала много стихов, переданных на радио. В 1997 г. их издали в виде книги.

Гуахира фламенко (Guajíra flamenca)

Гуахира – это жанр кубинской музыки, который произошел в следствии смешения испанской и американской культур под названием “El Punto Cubano”, хотя его структура, ритмика, мелодия и гармония и заметно адаптированы к эстетике фламенко, все равно считается тесно связанной с кубинской народной музыкой.

Новый музыкальный жанр в духе и мелодии настоящего фламенко выделился окончательно в конце XIX века в своей типичной тональности и получил название Гуахира Фламенко (Guajíra flamenca).

Эволюция стиля в Испании:

Гениальный кантаор (певец фламенко) Пепе Марчена (Pepe Marchena) начинает петь гуахиры по-своему, не для танца, а как произведения с множеством мелизмов и эскалерас (escaleras) в разных тональностях, что потом породило и порождает большое разнообразие различных вариантов песни.

С другой стороны, Пиайо де Малага соединил два стиля гуахиру и тангос, в результате появился тангос де Пиайо, очень похожий на стиль guajira-son. В Кадисе интерпретировал гуахиру в стиле булерии.

Сравнительная таблица

PUNTO CUBANO ИЛИ PUNTO GUAJIRO

GUAJIRA

GUAJIRA FLAMENCA

Прибыла с Канарских островов с элементами музыки Андалусии.

Является кубинской музыкой.

Появилась благодаря композитору Жоржу Анкерману (Гавана, 1877 – 1941) . Произведение «Шепот ручья».

Жанр, пришедший с Кубы как Punto Cubano, попавший под влияние фламенко и ставший в конце XiX века один из стилей фламенко и новым музыкальным жанром.

Куплеты на темы из деревенской жизни. Состоят из 10 импровизированных строчек. Песни без названий. Ритм 6/8. Аккомпанемент: тоника и доминанте (мажор)

Стихи посвящены темам красоты и идиллии деревенской жизни. Куплеты почти всегда состоят из 10 строчек. Размер 3 /4 и 6/8. Первая часть – минор, вторая часть – мажор. Разрешается в доминанту.

Ритмическая структура, мелодия и гармония тесно связана с Punto Guajiro. Социальные темы стихов. Размер 3 /4 и 6/8.

Гитара, трес, лютня, ключ, гуиро, гуайо, трипле и т.д.

Любой набор кубинских инструментов

Гитара, пальмас, кахон

Скорость медленнее, чем Punto Cubano

Разная скорость отдельных частей песни в соответствии с канонами фламенко.

Sandor Torres Monteagudo (c)
Перевод: А. Шульгина (с)



Возврат к списку