Стили фламенко
Искусство фламенко чаще всего ассоциируется с танцем фламенко, который исполняет знойная смуглая брюнетка в красной юбке и с розой в волосах под будоражащую гитарную музыку. Однако, это лишь поверхностный взгляд, который охватывает лишь вершину айсберга искусства фламенко.Благодаря известным композиторам, написавшим оперы и балеты на испанские темы, где главной героиней обычно является роковая красавица с красной розой в волосах, Андалусия (юг Испании) и ее культура навсегда приобрели известность и олицетворение страстной испанки-цыганки, неистово стучащей каблуками под резкие гитарные аккорды.
«Фламенко – это танец девушки в красной юбке и еще с такими трещотками в руках под гитару» , - часто слышу я ответ на вопрос: "Знаете ли Вы, что такое фламенко?" (Трещотки в руках – это имеется в виду кастаньеты).
Фламенко – это многогранное искусство, охватывающее танец, музыку и пение. Танец фламенко – всего часть этой интересной самобытной культуры, которая сейчас приобрела воистину мировое значение. Так, гитарист Вам обязательно скажет, что фламенко – это прежде всего музыка, а кантаор (так называют вокалистов фламенко) скажет , что фламенко – это прежде всего песня: ведь именно песня появилась раньше гитары и танца. Но все, и танцор, и гитарист, и кантаор Вам скажут, что самое магическое – это ощущение, чувство, рожденное ритмом!
Ритм, ритмический рисунок (компàc) волшебным образом оказывает трансовое воздействие и на артистов, и на публику и вдруг возвращает всех в те древние времена, когда человек еще был ближе к природе и независим от социальных стереотипов.
Артисты фламенко, чтобы подарить Вам этот магический танец фламенко и музыку, однако проделали огромную работу. Дело в том, что музыка фламенко очень необычно и как раз в основном благодаря своему сложному ритмическому рисунку.
Почему?
Колыбель фламенко – Андалусия – перекресток многих цивилизаций и культур, оставивших свой след и в музыке, и в танце фламенко, и в пении. Финикийцы, арабы, евреи, цыгане, индусы, испанцы – из музыки этих и других народов и состоит музыка фламенко. Изучение музыки фламенко дает ключ к пониманию не только танца фламенко, но и всего этого таинственного ощущения, которое появляется у артистов и зрителей.
Нижеприведенная классификация частично взята из книги Jose Manuel Gamboa "Cante por cante", 2002.
Музыка фламенко делится на стили, которые можно классифицировать по разным основаниям:
1. По скорости звучания
2. По ритмическому рисунку (компасу) / его отсутствию
3. По настроению
4. По тону
Рассмотрим отдельно каждую классификацию.
1. По скорости звучания (условное деление):
А) Медленные песни/танцы: Solea, Seguirilla, Tona, Martinete, Tientos, Tarantos, Polo, Caña, Serrana, Cabales, Granaina и т.д.
Б) Средний темп: Solea por buleria, Cantiñas, Romeras, Mirabras, Alegrias, Fandango de Huelva, Abandolao, Romance.
В) Быстрые : Bulerìa, Tangos, Rumba, Rondeña, Sevillana, Jaleo
2. По ритмическому рисунку (компасу) / его отсутствию
1) Неритмизованные: Tona, Taranta, Granaina
2) Частично ритмизованные: Sevillana
3) Компас binario (4*4): Tientos, Tarantos, Tangos, Rumba.
1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4
4) Компас ternario (3*4): Fandango de Huelva, Abandolao, Verdiales, Rondeña
1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3
5) Компас alternado (amalgama) 6*8 + 3*4: Solea, Solea por buleria, Bulerìa, Cantiñas, Romeras, Mirabras, Alegrias, Seguirilla, Martinete, Cabales, Romance, Jaleo.
Продолжение следует.