Ключ к фламенко
Танцы фламенко пленят нас своей выразительностью и необычностью!
Какой заряд! Какие эмоции! Сколько силы и женственности в танцовщице!
Хочу танцевать и чувствовать, как она!…
И, в принципе, движения не так уж сложны, особенно для тех, кто раньше хоть немного занимался танцами, а дробями (сапатео) при должной прилежности и усидчивости способен овладеть любой, но… невсегда фламенко зажигает…
Почему-то танец даже с самой простой хореографией (2 притопа – 3 прихлопа) у жаждущих танцевать фламенко как-то не смотрится, будто они повторяют движения, и вроде правильно, но в голове, душе (а, значит, и в теле) отсутствует понимание - к чему эти движения, нет уверенности, решительности, расслабленности. А когда на смену музыке с фонограммы приходит аккомпанировать гитарист и играет тот же самый танец в другом темпе – начинающие танцоры танцуют наперекор музыке!
В чем дело?
В непонимании ритма (компаса) и музыки фламенко.
И при этом оказывается, что просто знать, что этот танец мы танцуем на 4 счета, а этот на 12 и есть акценты на определенных долях того или иного компаса – так вот, просто это знать – не достаточно!!!
Нужно чувствовать это всем телом и … воспроизводить в танце через движения, начиная от резкого поворота головы и заканчивая сапатео (дробями) - музыкой танцора.
Танец фламенко – это, прежде всего, танец-ритм! Танцовщицу можно расценивать как один из музыкальных инструментов в ансамбле фламенко наряду с гитарой, вокалом и перкуссией. Движения, резкие повороты, прищелкивания пальцами и самый важный инструмент – каблуки играют свою "музыкальную партию" в этом восхитительном оркестре!
Глубокое не то чтобы понимание, а прочувствование музыки танцовщицей и вибрирование ритма (компаса) в ней рождают в танце фламенко то самое чувство – магическое, будоражащее, экспрессивное, когда невозможно оторвать глаз…То, что испанцы называют sensacion (сенсасьон).
Сложности при преподавании возникают от того, что, кроме понимания компасов танцев фламенко, нет понимания музыки – а откуда ему быть, если в основном занятия ведутся под фонограмму, а фламенковой музыки днем с огнем не достать. Заметьте, музыки для танцев, а не инструментальных композиций типа Пако де Лусиа, которые никак не годятся для танцевания.
Различные стили (танцы) фламенко имеют свою особую структуру, основа которой в понимании танца не как танца под музыку, а как танца под песню. Ведь известно, что сначала появилось пение, а потом – танец. До сих пор есть стили фламенко, не предназначенные для танца.
Если это песня, значит, есть вступление, куплет (и не один), проигрыш и финал. Я привела упрощенную структуру, назвав части песни по-русски. Если копнуть глубже на примере песен фламенко, структура усложняется. И понятно, что "долбить" нельзя, когда кантаор (певец) поет или идет фальцета, а для "соло-музыки" танцора (каблуков) есть совершенно определенные места.
Поэтому в Школах фламенко создают курс по компасам (ритмам) фламенко. Этот предмет призван помочь разобраться с вышеперечисленными проблемами и вопросами.
Курс : Основные компасы (ритмы) фламенко включает в себя:
- Изучение стилей фламенко
- Понимание музыки и ритмической фразы
- Компасы (ритмы) различных стилей фламенко
- Согласование танца и музыки
Занятия полезны как начинающим, так и продолжающим и не только танцорам, но и музыкантам.
Алена Шульгина